Пуанты, от французского pointe de pied — мысочки ног. По-русски их еще иногда называют "пальцевые туфли". Если от кого-то услышите этот термин — будьте уверены, что имеете дело с очень опытным профессионалом в балете.
Пуанты — это не совсем обувь: это, скорее, профессиональный инструмент балерины. Тот самый, что поднимает их над сценой, и зритель видит воздушное, невесомое создание.
Как это работает? Передняя часть пуанта — это жесткая коробочка, которая перехватывает стопу поперек, и не дает пальцам коснуться пола. Так, вес тела "давит" на сам пуант, а не на хрупкие пальчики. Жесткая, очень хитро устроенная подошва поддерживает свод стопы в этом непривычном положении. И чтобы вся эта конструкция не падала с ноги, она закрепляется ленточками и невидимыми зрителю прозрачными резиночками.
А хотите узнать, что внутри?
Видимые глазу слои — это тонкий атлас и кожаная подошва. Задача подошвы и стельки — быть одновременно жесткой, поддерживающей, и очень гибкой, чтобы балерина могла свободно перекатывать стопу через полупальцы и переходить на носок.
Для этого внутри стельки находится супинатор (или по-английски shank). Каждый производитель решает задачу супинатора по-своему и тонко подстраивает модели под цели балерины. С помощью супинаторa можно помочь балерине ровно стоять на пуантах, удерживать баланс, помочь слабеньким мышцам или дать хорошее сопротивление сильным.
Слои стельки и подошва скрепляются между собой нитками, клеем, а еще — маленьким железным гвоздиком.
Стакан пуанта (или коробочка) состоит из слоев материи, картона, бумаги, а еще специальной пасты — клея. Этот клей придает пуантам одновременно жесткость и эластичность и позволяет пуантам принимать форму стопы. Рецепт такого клея держится производителями в строжайшем секрете. По мере носки пуантов тепло и влага, исходящие от ног балерины, приводят к размягчению клея, так что стакан пуантов принимает форму пальцев ног. Когда стакан размягчится настолько, что потеряет свои поддерживающие свойства, придет время для новой пары пуантов.
Не все пуанты, однако, используют клей. Производители американских пуантов Gaynor Minden и наших аналогов SV Prima отливают стаканы своих моделей из пластика, с помощью технологии термоформования из полипропиленовых материалов.
Само по себе это не хорошо и не плохо, главное — иметь в виду, что если такие пуанты причиняют боль при примерке — она никуда не денется. Более того, полностью пластиковые пуанты напоминают пружину: они буквально выталкивают ногу на пальцы, из-за чего стопа в таких пуантах напрягается гораздо меньше, а то и вовсе перестает работать.
Поэтому детям такие пуанты для занятий не рекомендуются. Они не способствуют правильному формированию стопы и мышечного аппарата танцовщиц в целом.
Бывают еще пуанты, которые сделаны не полностью из пластика, а только частично. Стакан у них — на клее, а вот стелька — пластиковая.
А вот натуральные пуанты тренируют вашу стопу при каждом использовании и сделают все, чтобы "обнять" вашу ножку!
Отсюда следует важное замечание! После первого же использования классические пуанты начинают принимать форму стопы — поэтому снимаем, отмечаем (обычно ручкой на внутренней стельке), который из них был левым, который — правым. И больше никогда не путаем.